ТУ-143 «РЕЙС»

Россия

ТУ-143 «РЕЙС»

Комплекс «Рейс» предназначен для ведения такти­ческой разведки в прифронтовой полосе на глубине 60-70 км путем фотографирования и телевизионной разведки площадных целей и отдельных маршрутов, а также наблюдения за радиационной обстановкой по маршруту полета. Комплекс приспособлен для раз­ведки районов сосредоточения войск, боевой техни­ки и инженерно-технических сооружений. Он обес­печивает ведение разведки на малых высотах полета в условиях низкой облачности, скрытность подго­товки и пуска разведывательных БИЛА Ту-143 с непод­готовленных в инженерном отношении позиций, ав­тономность боевого применения, мобильность, быструю смену и перебазирование своим ходом, воз­можность получения разведывательной информа­ции при использовании радиолинии в масштабе вре­мени, близком к реальному.

— Я>

ОКБ Туполева приступило к созданию комплекса беспилотной разведки тактического назначения «Рейс» в 1968 г.

Первый успешный полет Ту-143 состоялся в дека­бре 1970 г. В 1972 г. начались государственные испы­тания, закончившиеся в 1976 г., после чего комплекс «Рейс» был принят на вооружение Советской Армии. Всего, до окончания серии в 1989 г., было выпущено 950 разведывательных БПЛА Ту-143.

В состав комплекса «Рейс» входят:

— разведывательный беспилотник Tv-143 с бор­товой системой программно-командного управления и сменным разведывательным оборудованием;

—комплекс средств наземного обеспечения под­готовки к пуску, пуска, транспортировки и обслужи­вания беспилотника;

— подвижные наземные средства приема, обра­ботки, дешифрирования и передачи разведыватель­ной информации.

Организационно части, оснащенные комплексом «Рейс», представляли из себя эскадрильи, на вооруже­нии каждой из которых было 12 разведывательных БПЛА Ту-143, четыре пусковые установки, а также средства подготовки, обеспечения старта, посадки и эвакуации разведчиков, командный пункт, узлы свя­зи, пункт обработки и дешифрирования разведин — формации, ТЭЧ, где хранились самолеты-разведчики последующих стартов. Основные средства комплек­са были мобильны и перебрасывались с помощью штатных транспортных средств эскадрильи.

Комплекс был быстро освоен в войсках и полу­чил высокую оценку как надежное, высокоэффектив-

ТУ-143 «РЕЙС»

Комплекс ТУ-143 «Рейс». Погрузка БПЛА

ное средство тактической разведки. Спроектирован­ный и построенный по заказу ВВС комплекс полу­чил распространение в сухопутных войсках, а также применялся в других родах вооруженных сил. При проведении учений соединений различных ро­дов войск комплекс «Рейс» показал преимущества в сравнении с пилотируемыми средствами тактиче­ской разведки, оснащенными аналогичной аппарату­рой. Важным преимуществом разведывательного БПЛА Ту-143, как носителя разведывательного обору­дования, было наличие НПК, обеспечивавшего более точный выход на участок разведки в сравнении с пи­лотируемыми тактическими самолегами-разведчика — ми ВВС того периода (МиГ-21Р. Як-28Р). Аэрофото — анпаратура с высоты 500 м и при скорости 950 км/ч позволяла распознавать на земле предметы разме­ром от 20 см и выше. Комплекс хорошо себя зареко­мендовал в условиях применения в горной местнос­ти при стартах и посадках на высотах до 2000 м над

ТУ-143 «РЕЙС»

уровнем моря и при облетах горных массивов высо­той до 5000 м. При использовании в горных райо­нах комплекс «Рейс» становился практически неуяз­вимым для средств ПВО противника.

БПЛА Ту-143 спроектирован по схеме «бесхвост — ка». Представляет из себя цельнометаллический мо­ноплан с низкорасположенным треугольным кры­лом малого удлинения.

Фюзеляж БПЛА разбит на четыре отсека. Носовой отсек Ф-1 с разведоборудованием полностью сменяем. Отсек Ф-2 служит для размещения бортовой аппара­туры управления и системы электроснабжения, отсек фюзеляжа Ф-3 — для размещения топливных баков, насоса и аккумулятора, противоперегрузочного устройства и гидронасоса. Внутри отсека устанавли­вается маршевый двигатель типа ТРЗ-117 с короб­кой агрегатов. Отсек Ф-4 является гондолой двигате­ля, в верхней части переходящей в парашютный контейнер и вертикальное оперение.

Под фюзеляжем находится стартовый твердотоп­ливный ускоритель типа СПРД-251.

Посадочное устройство состоит из трехопорного шасси пяточного типа, выпускаемого при посадке.

Ту-143 серийно выпускался в варианте фоторазвед­чика и в варианте ведения телевизионной разведки.

Разведывательное оборудование в варианте фотораз­ведчика состоит из панорамного аэрофотоаппарата типа ПА-1 с запасом фотопленки 120 м. Интервалы фо­тографирования устанавливаются автоматически в за­висимости от высо ты полета, получаемой от АБСУ.

Телевизионная разведка производится с помощью аппаратуры типа И-429Б «Чибис-Б» с передачей теле­визионного изображения на землю по радиоканалу. Одновременно на землю передаются метки привязки по дальности маршрута, получаемые от АБСУ.

Радиационная разведка осуществляется с помо­щью аппаратуры «Сигма-Р» с возможностью переда­чи информации по радиоканалу.

В 1985 г. был выпущен БПЛА в варианте беспилот­ной мишени М-143 или ВР-ЗВМ. В конце 70-х—начале 80-х годов в ОКБ разрабатывалась модификация БПЛАТу-143 под агитационный контейнер. В этом ва­рианте в носовом отсеке вместо разведсредств разме­щались 11 пачек агитационных материалов.

Комплекс «Рейс» поставлялся на экспорт в Чехо­словакию, Румынию и Сирию. В Чехословакию ком­плексы «Рейс» поступили в 1984 г., там были сформи­рованы две эскадрильи. В настоящее время одна из них находится в Чехии, другая — в Словакии. Ком­плекс принимал участие в боевых действиях во вре­мя Ливанского конфликта в начале 80-х годов.

ТУ-143 «РЕЙС»

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размах крыла, м…………………………………………………. 2,24

Длина, м…………………………………………………………….. 8,06

Высота, м………………………………………………………….. 1,54

Площадь крыла, м2…………………………………………… 22,90

Масса, кг………………………………………………………….. 1230

Скорость крейсерская, км/ч……………………………….. 950

Практическая дальность действия, км…………………. 180

Время полета, мин…………………………………………………. 13

Практический потолок, м…………………………………… 1000

Минимальная высота полета, м……………………………… 10

Jc