ТУ-143 «РЕЙС»
Россия
Комплекс «Рейс» предназначен для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе на глубине 60-70 км путем фотографирования и телевизионной разведки площадных целей и отдельных маршрутов, а также наблюдения за радиационной обстановкой по маршруту полета. Комплекс приспособлен для разведки районов сосредоточения войск, боевой техники и инженерно-технических сооружений. Он обеспечивает ведение разведки на малых высотах полета в условиях низкой облачности, скрытность подготовки и пуска разведывательных БИЛА Ту-143 с неподготовленных в инженерном отношении позиций, автономность боевого применения, мобильность, быструю смену и перебазирование своим ходом, возможность получения разведывательной информации при использовании радиолинии в масштабе времени, близком к реальному.
— Я>
ОКБ Туполева приступило к созданию комплекса беспилотной разведки тактического назначения «Рейс» в 1968 г.
Первый успешный полет Ту-143 состоялся в декабре 1970 г. В 1972 г. начались государственные испытания, закончившиеся в 1976 г., после чего комплекс «Рейс» был принят на вооружение Советской Армии. Всего, до окончания серии в 1989 г., было выпущено 950 разведывательных БПЛА Ту-143.
В состав комплекса «Рейс» входят:
— разведывательный беспилотник Tv-143 с бортовой системой программно-командного управления и сменным разведывательным оборудованием;
—комплекс средств наземного обеспечения подготовки к пуску, пуска, транспортировки и обслуживания беспилотника;
— подвижные наземные средства приема, обработки, дешифрирования и передачи разведывательной информации.
Организационно части, оснащенные комплексом «Рейс», представляли из себя эскадрильи, на вооружении каждой из которых было 12 разведывательных БПЛА Ту-143, четыре пусковые установки, а также средства подготовки, обеспечения старта, посадки и эвакуации разведчиков, командный пункт, узлы связи, пункт обработки и дешифрирования разведин — формации, ТЭЧ, где хранились самолеты-разведчики последующих стартов. Основные средства комплекса были мобильны и перебрасывались с помощью штатных транспортных средств эскадрильи.
Комплекс был быстро освоен в войсках и получил высокую оценку как надежное, высокоэффектив-
Комплекс ТУ-143 «Рейс». Погрузка БПЛА |
ное средство тактической разведки. Спроектированный и построенный по заказу ВВС комплекс получил распространение в сухопутных войсках, а также применялся в других родах вооруженных сил. При проведении учений соединений различных родов войск комплекс «Рейс» показал преимущества в сравнении с пилотируемыми средствами тактической разведки, оснащенными аналогичной аппаратурой. Важным преимуществом разведывательного БПЛА Ту-143, как носителя разведывательного оборудования, было наличие НПК, обеспечивавшего более точный выход на участок разведки в сравнении с пилотируемыми тактическими самолегами-разведчика — ми ВВС того периода (МиГ-21Р. Як-28Р). Аэрофото — анпаратура с высоты 500 м и при скорости 950 км/ч позволяла распознавать на земле предметы размером от 20 см и выше. Комплекс хорошо себя зарекомендовал в условиях применения в горной местности при стартах и посадках на высотах до 2000 м над
уровнем моря и при облетах горных массивов высотой до 5000 м. При использовании в горных районах комплекс «Рейс» становился практически неуязвимым для средств ПВО противника.
БПЛА Ту-143 спроектирован по схеме «бесхвост — ка». Представляет из себя цельнометаллический моноплан с низкорасположенным треугольным крылом малого удлинения.
Фюзеляж БПЛА разбит на четыре отсека. Носовой отсек Ф-1 с разведоборудованием полностью сменяем. Отсек Ф-2 служит для размещения бортовой аппаратуры управления и системы электроснабжения, отсек фюзеляжа Ф-3 — для размещения топливных баков, насоса и аккумулятора, противоперегрузочного устройства и гидронасоса. Внутри отсека устанавливается маршевый двигатель типа ТРЗ-117 с коробкой агрегатов. Отсек Ф-4 является гондолой двигателя, в верхней части переходящей в парашютный контейнер и вертикальное оперение.
Под фюзеляжем находится стартовый твердотопливный ускоритель типа СПРД-251.
Посадочное устройство состоит из трехопорного шасси пяточного типа, выпускаемого при посадке.
Ту-143 серийно выпускался в варианте фоторазведчика и в варианте ведения телевизионной разведки.
Разведывательное оборудование в варианте фоторазведчика состоит из панорамного аэрофотоаппарата типа ПА-1 с запасом фотопленки 120 м. Интервалы фотографирования устанавливаются автоматически в зависимости от высо ты полета, получаемой от АБСУ.
Телевизионная разведка производится с помощью аппаратуры типа И-429Б «Чибис-Б» с передачей телевизионного изображения на землю по радиоканалу. Одновременно на землю передаются метки привязки по дальности маршрута, получаемые от АБСУ.
Радиационная разведка осуществляется с помощью аппаратуры «Сигма-Р» с возможностью передачи информации по радиоканалу.
В 1985 г. был выпущен БПЛА в варианте беспилотной мишени М-143 или ВР-ЗВМ. В конце 70-х—начале 80-х годов в ОКБ разрабатывалась модификация БПЛАТу-143 под агитационный контейнер. В этом варианте в носовом отсеке вместо разведсредств размещались 11 пачек агитационных материалов.
Комплекс «Рейс» поставлялся на экспорт в Чехословакию, Румынию и Сирию. В Чехословакию комплексы «Рейс» поступили в 1984 г., там были сформированы две эскадрильи. В настоящее время одна из них находится в Чехии, другая — в Словакии. Комплекс принимал участие в боевых действиях во время Ливанского конфликта в начале 80-х годов.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Размах крыла, м…………………………………………………. 2,24
Длина, м…………………………………………………………….. 8,06
Высота, м………………………………………………………….. 1,54
Площадь крыла, м2…………………………………………… 22,90
Масса, кг………………………………………………………….. 1230
Скорость крейсерская, км/ч……………………………….. 950
Практическая дальность действия, км…………………. 180
Время полета, мин…………………………………………………. 13
Практический потолок, м…………………………………… 1000
Минимальная высота полета, м……………………………… 10
Jc —